БЛОГ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Почему ребёнок не должен быть послушным?

Дети приходят в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям взрослых. Находясь в парадигме “хороший = послушный ребёнок”, многие родители забывают о том, что по-настоящему важно – потребности и желания маленького человека.

Кажется, было бы легче, не имей дети собственного мнения – просто вели бы себя так, как им говорят. Но попробуем представить эту картину через 15, 20, 30 лет. И вот уже послушные взрослые оглядываются на маму, ожидая инструкций, как им жить и что делать…Задумывались ли вы когда-нибудь, чего мы лишаем детей, требуя послушания?
Своего мнения
В течение всего периода взросления взгляд ребёнка на мир меняется, он будет отличаться в три года и в десять лет. И от родителей сильно зависит, сохранится ли усобственное мнение или будет ориентироваться на чужое.


Собственные вкусы по умолчанию есть у любого человека – даже когда ему два года. И пытаться изменить это в угоду родителям – не лучшая стратегия. Потому что в уже взрослом возрасте "натренировать” своё мнение не получится – этому нужно будет учиться заново, если привык ждать указания или одобрения.

  • Неправильно: Не ешь, это невкусное. Это неинтересная книжка, не стоит читать.
  • Правильно: Попробуй, как тебе на вкус? Ты можешь прочитать пару страниц и решить, интересно ли тебе продолжать.
Стремления добиться цели
Любой ребёнок имеет потребности, даже если взрослым они кажутся незначительными. Принося “на блюдечке” всё, чего пожелает ребёнок, родитель снижает уровень стремления. Гораздо эффективнее логика “хочу-стараюсь-получаю”.

Не обесценивайте, не делайте ЗА ребёнка, наберитесь терпения и наблюдайте со стороны. Получив результат, порадуетесь победе вместе. Если не получилось – помогите справиться с неудачей и покажите, что нужно пытаться снова, сделав выводы.


Во взрослом возрасте дети, которым не приходилось к чему-то стремиться и прикладывать усилия могут испытывать разочарование – ничего не приходит само, ждать помощи не от кого. А сами они не приучены стараться.

И в этом случае варианта может быть два – либо “отрастить” умение удовлетворять свои потребности самостоятельно, либо прекратить стремиться в принципе. Во втором случае может возникнуть апатия, прокрастинация, отсутствие мотивации и даже депрессия.

  • Неправильно: Всё купим, только не грусти. Я сама тебе всё сделаю, вдруг у тебя не получится.
  • Правильно: Давай составим план, как накопить на эту игрушку? Давай постараемся снова, если у тебя с первого раза не получилось.
Умения постоять за себя
Постоянное отрицание, которое чаще всего родители слышат во время возрастных кризисов – первая попытка ребёнка показать своё Я, заявить о нём миру. Ребёнок так же, как и любой человек, имеет право не соглашаться с обстоятельствами, выражать негодование и отказываться от того, что ему не нравится. Важно учить детей взаимодействовать, а не просто отрицать. Кто, если не вы, научит обсуждать и правильно отстаивать свои интересы?

Суть совсем не в том, чтобы соглашаться с протестами – нужно просто использовать эту возможность правильно. На своём примере вы можете показать уважение к чужому мнению, выслушать ребёнка, но совсем не обязаны соглашаться. И в ответ как раз полезно выдвигать свои аргументы – не просто “нельзя”, а разложить по полочкам, чтобы был шанс понять точку зрения мамы или папы.

Неправильно: Нельзя, потому что я так сказала! Не будешь так делать, иначе накажу!
Правильно: У нас в семье так не принято, есть вот такое правило… Это опасно, ты можешь сильно пораниться, я за тебя беспокоюсь, поэтому не позволяю этого делать.
Навыка принимать решения
Детям рано или поздно придётся решать за себя самим. И придётся столкнуться с последствиями. Лучшее, что можно сделать для ребёнка – предоставить ему свободу (с учётом возраста, конечно). Очень важно – право самому решать. Оно вообще-то должно быть у любого человека. Даже если он пока маленький.

Рано или поздно вы не будете иметь влияния на детей – они вырастут, покинут дом, станут сами себе хозяевами. И вот в этот момент может настигнуть неприятное ощущение – как бы уже взрослый, но не знаешь, что делать со своей жизнью.

В результате ребёнок вырастает либо зависимым от родителей, либо начинает делать всё с точностью до наоборот. Ни один, ни второй вариант не является здоровым поведением. И родители вряд ли будут рады какому-то из них.

Принимать решения – это навык, обучать ему никогда не рано. Частый случай – ребёнок не знает, кем хочет стать, чем заниматься, куда поступать учиться. Просто потому, что у него не развито такое мышление – выбрать, решить, анализировать он не способен.

  • Неправильно: Пойдёшь на футбол, мне удобно тебя возить в эту секцию. Девочки так не одеваются, наденешь платье.
  • Правильно: Чего бы тебе сегодня хотелось на обед? Какую книжку тебе сегодня почитать перед сном? Какую мелодию хочешь поставить на будильник?
Стоит посмотреть
Вебинары, которые будут полезны каждой маме
Это интересно: другие статьи
Читать ещё