Наша задача — понять, назвать и принять эти эмоции, чтобы их уровень снизился, а ребёнок успокоился. Так вам обоим будет легче в трудной ситуации.
Как действовать пошагово?
1. Задаём наводящие вопросы. «Ты расстроился? Ты обиделся? Ты разозлился?» Ребёнок на одно из предположений ответит утвердительно — вы попали в точку.
2. Определяем причину так же, с помощью предположений. Из-за чего возникла эта буря эмоций? Предложите выбор из нескольких вариантов — как правило, один из них оказывается верным.
3. Полный вариант транслируем ребёнку — «Я понимаю, ты разозился, потому что
мама не разрешила вот это делать» или «Я понимаю, ты расстроился,
потому что забрали машинку». Можно предложить сочувствие: «Да, понимаю, это грустно и обидно. Пожалеть тебя?».
Далее мы принимаем эмоции — ребёнок поплакал, высказался, ситуация для него решена и закончена.
Вам обоим становится понятно, «о чём плачем». И вот это позволяет (когда мы называем эмоции) прожить именно то, что расстроило или разозлило ребёнка.
Сравните сами — в одном случае ребёнок плачет, мама
раздражается, чувствует бессилие, ребёнок продолжает плакать рядом с раздражённой мамой.
В случае с активным слушанием мама знает, что делать, она
включается в ситуацию — ребёнок чувствует, что он
важен и нужен. Когда эмоции понятны и названы — ребёнок выплёскивает их и наступает облегчение.
А ещё этот способ помогает детям учиться понимать свои чувства — возможно, через некоторое время ребёнок сам придёт к вам и скажет, что и как его расстроило.
Есть ещё один
важный вопрос, который помогает бороться с истериками ребёнка:
«Ты хочешь поплакать или хочешь успокоиться?». И с позиции взрослого предлагаем несколько вариантов решения:
Хочешь
поплакать — без проблем, я тебя пожалею или если хочешь побыть один — пожалуйста. Я тебя жду, потом приходи, я рядом. Главное: я тебя замечаю, вижу твои эмоции, мне не всё равно. Уже одного этого факта ребёнку часто хватает, чтобы успокоиться —
мама меня видит, я не один.Если мы услышали или поняли, что ребёнок хочет
успокоиться, стратегия будет другая —
как я могу тебе помочь? Например, налить стакан водички, умыть, обнять тебя или погладить. Предлагаем варианты, а не задаём открытый вопрос — на него ребёнок вряд ли ответит в состоянии стресса.