Ещё недавно ребёнок не мог даже встать на ноги, а теперь он уже пытается ходить и даже бегать – так проявляется скачок роста и развития, характерный для кризиса 1 года. И вот когда он физически отдаляется, отходит от родителя, а тот остаётся на месте, у малыша начинает формироваться понимание: Я – не часть родителя, я – существую сам по себе.
Отделение происходит не только физически, но и на уровне психики. Ребёнок уже не часть мамы, но ещё не привык и до конца не понял, что его тело – это только его, принадлежит ему и управляется только им самим. Этот переходный период может быть непростым, потому что психика малыша претерпевает изменения.
Чаще всего родителям кажется, что ребёнок в возрасте 1 года плохо себя ведёт и не хочет слушаться родителей. На самом деле он осваивает мир, смотрит на него новыми глазами, учится осознавать себя в этом мире. При этом он всё ещё остаётся “вчерашним” младенцем – хоть и стремится к самостоятельности, но осознаёт зависимость от взрослых.
Признаки кризиса 1 года
Самая частая фраза: “Я сам!” – малыш хочет быть самостоятельным, активно пробует этого добиваться, стремится исполнять свои потребности без участия родителей. Одна из характерных особенностей – повышенная активность. Совсем недавно малыш по большей части спокойно лежал или сидел, но вот уже встаёт, ходит без опоры, бегает.
Это по большей части объясняется резким скачком роста и развития, который характерен для любого детского кризиса. А ещё – открывшейся ребёнку возможностью самостоятельно познавать мир, не будучи у мамы на руках. Он внезапно открыл для себя столько новых территорий – всё интересное, срочно нужно бежать осваивать.
Взаимодействовать с миром хочется постоянно и хочется очень сильно – брать новые предметы в руки, заходить в незнакомые места, пробовать на зуб не опробованные ранее вещи. А в период кризиса на это появляется ещё и в разы больше сил – это и объясняет повышенную активность, которую замечают родители у ребёнка в возрасте 10-14 месяцев.
Упрямство, игнорирование запретов – своеобразная проверка родителей на прочность. Ребёнку нужно не столько понять границы дозволенного, сколько определить, какой спектр действий он может выполнять самостоятельно без вмешательства взрослых, ведь главное стремление в кризисе первого года – “Я сам”.
Типичные ситуации – попробовать что-то сделать и ждать реакции родителя. Захотелось скинуть чашку со стола – будут ли ругаться? Не хочется стоять на светофоре, нужно идти через дорогу самому – отпустят ли? Нужно получить особенную куклу в магазине – купят ли, если потребовать? А получится ли сменить “нет” на “купим”, если потребовать громче?
Детям важно понять границы их самостоятельных желаний и правил, которые действуют в семье – усвоить, что их желания уважают так же, как следует уважать мнение родителей. Это способствует гармоничным отношениям и снижает вероятность возникновения истерик.
Требование внимания в кризисе первого года – это и желание, чтобы родители посмотрели, как ребёнок может САМ, и потребность в ощущении СВОЕГО взрослого рядом, и необходимость под надзором делать то, что хочется, чтобы получить реакцию. В первом случае это попытка показать, что малыш уже “взрослый” – но при этом как и у любого ребёнка, у него присутствует потребность в одобрении. Поэтому важно правильно хвалить и правильно критиковать детей в этом возрасте – к примеру, поощрять самостоятельность и не обесценивать старания.
Потребность в ощущении своего взрослого – это вариация “Я сам”, которая звучит как “Это моё”. Моя мама, папа, бабушка, дедушка – так дети выражают необходимость чувствовать стабильность и уверенность. Ребёнок должен знать, что он любим, что ему принадлежит внимание, любовь и забота близких – недостаток этого может приводить к нарушению привязанности, которое останется с ним на всю жизнь.
Требование внимания к действиям часто означает “прощупывание” границ дозволенного – детям нужно оценить реакцию родителя, чтобы сделать выводы о своих действиях. Неосознанно любой ребёнок ищет родителя, когда что-то сломал или уронил – какой будет реакция? Когда закончил рисунок, когда получилось что-то новое – он ищет родителя, чтобы через него оценить свои действия.