Решать, что для ребёнка лучше – привилегия и обязанность каждого родителя. Но вот злоупотреблять этой возможностью никому не идёт на пользу. Строго следить за тем, что ребёнок должен есть вопреки его воле, что надевать в садик, с кем дружить в школе, в каком порядке делать уроки – ситуации, которые напрямую относятся к излишнему контролю.
Речь идёт не о том, что следует разрешать детям питаться одними конфетами, раз им так хочется. Не значит, что нужно отправлять их погулять босиком поздней осенью, когда желание прыгать по лужам без обуви становится смыслом жизни.
Речь о том, что без каких-либо обсуждений и аргументов родители УЖЕ знают, как надо и преподносят своё мнение как верное и единственно возможное в любых ситуациях. Даже когда выбор стоит между жёлтой и синей курточкой, в которых взрослые не видят ни единого отличия. Но видят дети. И детям важно, и дети имеют право выбирать. Не лишайте их этого права.
Чем опасен излишний контроль для ребёнка?
Чем чревато “перекрывать кислород”? Как систематическое нарушение личных границ и вмешательство в них повлияет на формирование детской психики и отношений с внешним миром? Два слова – выученная беспомощность. Это уверенность, что ребёнок ни на что не способен и не пытается пытаться. Она находит проявление в самых разных сферах и для каждой мы рассмотрим конкретные примеры.
Подавление мотивации, креатива
Зачем пытаться что-то делать или придумывать, если в итоге всё равно решат за тебя? Никакие идеи, возникающие у ребёнка, не находят выхода или применения, поскольку он уверен – всё уже решено, его либо не выслушают, либо подвергнут критике такой силы, что он не сможет защититься. И это тоже является следствием излишнего контроля.
Отсутствие уверенности в себе
Как чувствовать себя способным на что-то, если всё предопределено и действовать надо только по указке или по утверждённому взрослыми сценарию? Поддержка или ободрение ребёнка при попытках справиться самому способствуют развитию самостоятельности, а вот чрезмерный контроль ожидаемо гасит её и больше не позволяет зажигаться даже самым маленьким искоркам.
Ребёнок попадает в зависимость от взрослого, в одиночестве или без разрешения не чувствуя себя вправе принять какое-то решение или сделать что-либо, о чём не было мнения родителя.
Как подвергать оценке людей или ситуации, если в детях не взрастили такой “опции”? Невозможно будет понять, где чёрное, а где белое – всегда подсознательно ожидается разрешение или запрет от взрослого.
Внутренний родитель существует в каждом из нас – человек даже в 50 лет может опираться на суждения, полученные от него. Но собственный опыт и способность оценивать риски – необходимость для зрелой личности и правильного развития психики. Отсутствие этих условий ведёт к инфантилизму и делает человека неприспособленным к жизни.
Невроз
Повышенная тревожность в ситуациях, которые объективно не должны её вызывать, раздражительность и необъяснимое чувство страха.
Основная причина – травмирующие ситуации, к которым напрямую относится постоянное давление на детскую психику и твёрдые запреты, которых никто не объяснил, но заставил смириться и поставил перед фактом. Раз за разом повторяющееся поведение родителя становится причиной невысказанной агрессии, которая в детской душе зарождается, копится и не находит выхода. Никакого, кроме развития невроза.
Родители могут быть уверены, что контроль – гарантия безопасности ребёнка и порой кажется, чем сильнее, тем безопаснее. На деле такой подход ведёт к противоположным последствиям. Дети не смогут защитить себя, не будут уметь принимать решений и склад характера будет определяться одним словом – ведомый.
Возможно, ваш сын и в 47 лет будет звонить с работы и спрашивать, как ему поступить в ситуациях, о которых он знает явно больше и должен сам решать. А дочь выйдет замуж за человека, который будет действовать лишь в своих интересах, управляя ею такой же жёсткой рукой вместо того, чтобы окружить заботой и любовью.
Хотите ли вы такого будущего для своих детей и готовы ли жить с подобной ответственностью? Вряд ли.